Детский сад №95 город Тюмень

Подвижные игры с элементами логоритмики как эффективное средство адаптации детей 2-3 лет к условиям детского сада

                                                Автор: Безгодова Л.Н. воспитатель 

детского сада №89, г.Тюмень

Высшая квалификационная категория

    Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется личность человека. От того, как воспитывается и развивается ребёнок в эти годы, зависит последующее его формирование  как личности [1:176]. К сожалению, дети, рождённые в ХХI веке, не отличаются крепким здоровьем и выносливостью нервной системы. Они подвержены неблагоприятным влияниям окружающей среды и стрессам. От этих факторов у детей дошкольного возраста не существует защиты. Негативно воздействующие социальные условия современного мира могут свести на нет природные возможности растущего организма. Анализ литературных источников показал, что примерно четвёртая часть  детей  дошкольного возраста может быть отнесена к группе с полноценным развитием [10: 35]. Исследователи отмечают, что в настоящее время особенностью  дошкольников является более медленный темп обучения, потребность в длительном повторении одного и тоже задания [4:15]. Для многих детей характерна сниженная двигательная активность, недостаточная координация движений, задержка в развитии мелкой моторики, часто встречаются патологии связанные с нарушением речи. Современные дети начинают и говорить гораздо позднее, чем их сверстники и дети рожденные 10-15 лет назад [4: 16]. В наше время  дети начинают посещать ДОУ с двух - трёх лет. Третий год считается переходным этапом в развитии ребёнка: этот период характеризуется психологами, как «кризис трёх лет», когда младший дошкольник начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого. Возраст трёх лет является переломным моментом в развитии ребёнка и характеризуется важными качественными изменениями многих функций организма. (Н.М. Щелованов, (1969, Н. М. Аксарина 1977,  Г.М. Лямина 2000). При поступлении в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать дополнительных осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую; среднюю; тяжёлую. При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво - спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к  новым условиям (незнакомый  взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное  состояние  ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. При поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации. Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно - разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). К причинам тяжёлой адаптации к ДОУ относят: отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми; неумение занять себя игрушкой и др. Младший дошкольный возраст является самым благоприятным для воспитания речепроизносимых навыков, так как становятся более  подвижными органы речевого аппарата. Детей этого возраста называют "почемучками". Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе, обществе, человеке. Речь – это важнейшая психическая функция. Отклонение в её развитии отрицательно отражается на формировании всей жизни человека. Грамотная, чёткая, чистая речь ребёнка – это  не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей и тому окружению, в которых малыш растёт и развивается. [Глухов, с.216]. Выготский Л.С. отмечал, что речь является важнейшим средством овладения знаниями. Нарушение речи, отклонение в её развитии оказывает отрицательное влияние на развитие детей, затрудняет общение и негативно сказывается на эмоционально - волевой сфере.     Проблемы развития речи детей раннего возраста, прежде всего, связаны с отсутствием  или нехваткой времени у родителей на развивающее общение с детьми, отсутствием знаний о том, как организовать простейшие  игры, направленные на развитие речи и мышления, все  эти аспекты оказывают отрицательное  влияние при адаптации детей к  условиям ДОУ. По мнению Е. Н. Водовозовой, развитие ребёнка раннего и младшего возраста, должно быть обязательно связано с физическими упражнениями [Дронова, 119].  Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Поэтому роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни. Таким образом, оздоровление детей дошкольников остается первостепенной задачей с первых дней их пребывания в ДОУ, а следовательно, актуальной. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой. Именно в игре происходят глубокие изменения во всей психике ребенка - дошкольника, появляются важнейшие психические новообразования: образное мышление, воображение, ориентация в задачах и мотивах человеческой деятельности, способность к взаимодействию, общению со сверстниками. Одним из важных средств, всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста являются подвижные игры. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных средств и методов, направленных на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста. Одним из таких средств, считается логоритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова, Логопедическая ритмика воздействует на моторику и речь (Г.Р. Шашкина,2005). В настоящее время накоплен значительный материал ,показывающий результативность имеющихся средств (М.И. Лисина1985, Н,М. Аксарина 1977, А.А Запорожец 1998 ), но тем не менее проблема адаптации современных детей остаётся актуальной.  Анализ  состояния здоровья детей показал, что в группе преобладают дети с второй и третьей группой здоровья. У 73 % детей имеются различные нарушения речи, у 10 % эмоциональные нарушения и только 17 %  детей являются здоровыми. Данные полученные нами позволили сделать вывод , что основная масса детей, посещающих группу - это дети с речевыми нарушениями.Основными признаками таких детей в дошкольном возрасте являются:позднее развитие речи, ограниченный запас слов, дефекты произношения[1: 5], задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, характерен низкий уровень внимания, низкий уровень ловкости и быстроты, а так же низкая степень  двигательных навыков. В период адаптации нами использовалась подвижные игры и упражнения с элементами логоритмики, которые были подобраны с учётом возрастных особенностей детей. Игры включались во все режимные моменты в течение дня. Анализ данных данных,полученных в конце периода адаптации  позволяет  нам сделать следующий  вывод:  использование подвижных игр и упражнений  с элементами логоритмики имеют высокую эффективность воздействия, и благотворно влияют не только на двигательную активность, но и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста, игровая двигательная ситуация с использованием логоритмических упражнений и игр способствует желанию идти на контакт со взрослыми и  сверстниками, повышает уровень речевого развития, что способствует успешной адаптации детей  к условиям детского сада. 

Литература:

1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М./Логопедическая ритмика./под ред. Волковой Г.А./СПб.:КАРО,2005.-115с.

 2.  Выготский Л.С.. Мышление и речь./ Л.С Выгодский/ Изд. 5, испр.  Изд. Лабиринт. М.  1999.-352 с.

3. Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. П Глухов. – Москва -   Изд: АСТ, 2007. – 318 с.

 4. Доронова Т.Н., Веннецкая О.Е. и др./Развитие детей раннего возраста в условиях      вариативного дошкольного образования,/Т.Н. Доронова и др./М.:Обруч,2010.-304с.

 5. Картушина М.Ю./Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет./

М.Ю. Картушина./М.:ТЦ Сфера,2005.- 144с.

 6. Картушина М.Ю./Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет./ М.Ю. Картушина./М.:ТЦ Сфера,2008.- 128с.

 7. Кудрявцев В.Г./Развивающая педагогика оздоровления./ В.Г. Кудрявцев, Б.Б Егоров./  М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2000.-296с.

8. Мухина В.С. -Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество./ В.С. Мухина./4-е изд.,/М.:AKADEMIA.1999- 456c.

9. Метельская А.К./ 100 физкультминуток на логопедических занятиях ./ А.К.                     Метельская./М.: ТЦ Сфера, 2007-125с.

10. Павлова Л.Н./Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования-         учебно - методическое пособие для пед. коллективов . /Павлова Л.Н.-М.: Обруч,2013.- 208 с.

11. Пензулаева Л.И./ Физкультурные занятия  с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий ./    Л.И. Пензулаева ./М.: Мозаика-Синтез.2009-80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

9 января 2016 в 08:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.